В России
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли Красное солнышко.

Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г.

, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально, выполняя три важнейших функции: обучение, лечение, призрение (Призреть — обратить взор со вниманием, с участием).

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети.

Занимались их призрением и воспитанием скудельники старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Именно тогда сложились такие пословицы, как С миру по нитке, а бедному сироте сорочка, Живой не без места, а мертвый не без могилы. При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми.

Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний. К началу XVI в. , наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г.

Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход. II этап с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.

Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682 г. ), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.

В 1706 г. открываются приюты для зазорных младенцев, куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за погубление зазорных младенцев неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет в матросы, подкидышей или незаконнорожденных в художественные училища.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в Москве (1763 г. ) и в Петербурге (1772 г. ) императорских воспитательных домов для зазорных младенцев. Благотворительная деятельность Российского императорского двора приобретает в этот период форму устойчивой традиции.

Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается . отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения.

Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут. Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были искусны и умелы, Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г.

было основано Попечительство о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в. ) в Москве открывается государственно-филантропическое Воспитательное общество (филантропия — человеколюбие).

В 1842 г. , также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая.

Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. больница для детей московских бедняков. Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения.

По его приказу была разработана оригинальная методика обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис в России слепых нет. Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские училища, губернские гимназии и университеты.

Приходские училища открывались при каждой церкви — и в городах, и в селах. Специализированные профессиональные училища создавались в зависимости от требований регионов, потребностей хозяйства и промышленности. Достаточно широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание. В 1882 году была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками.

С 1884 года обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами. В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

 
Коттеджный поселок Гольф-клуб Пестово

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Благотворительность и гордость преследуют разные цели, но бедных они кормят в равной степени.
Томас Фуллер