В России
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Вчера, сегодня, завтра

Благотворительность в России: вчера, сегодня, завтра

Благотворительность в России: вчера, сегодня, завтра Как гром среди ясного неба, прозвучала новость о присоединении Потанина, пожалуй, крупнейшего российского филантропа последних лет, к Giving Pledge инициативной группе американских миллиардеров, призывающих всех своих коллег завещать не менее половины стояний на благотворительность. Вернее формулировка, с которой это решение было : Многие начинают больше заниматься имиджевой рекламой, а не благотворительностью. А в интересах общества было бы, чтобы они занимались благотворительностью. Здесь есть недоработка, которую обязательно надо будет исправить.

То есть иными словами в России благотворительностью заниматься не выгодно, а за рубежом за милую душу. Надо признать — в словах Потанина есть правда. Кто виноват. Повсеместная деградация потенциалов общества, человека и государства налицо.

Когда-нибудь наступит отрезвление, будет восстановлен приоритет национальных интересов России как основных ориентиров ее государственной политики, но это потребует не одного года. Системно проблему возможно решить только при другой модели развития государства. Но и в рамках либеральной парадигмы можно частично преобразовать содержание социально значимой деятельности в стране. Существуют задачи, которые необходимо решать уже сегодня.

Поэтому в предлагаемой читателю материалы речь идет о благотворительности как системном механизме. Нормативно-правовое стимулирования благотворительной деятельности составляют основное содержание статьи. Благотворительная деятельность в наиболее общем значении понимается как добровольное безвозмездное содействие одних членов общества другим, признаваемым нуждающимися в такой помощи в соответствии с нормами и обычаями данного общества. Исходя из такого понимания благотворительной деятельности можно установить ряд ее существенных с правовой точки зрения признаков.

Благотворительная деятельность это всегда взаимоотношения между членами общества, т. е. между людьми или группами людей. Субъектами отношений являются члены общества, люди или группы (объединения, организации).

В упомянутых отношениях участвуют две категории субъектов: нуждающиеся в помощи и готовые ее оказать. Нуждающимися могут быть как индивиды инвалиды, ветераны, дети-сироты, вынужденные переселенцы и т. д. , так и группы людей семьи.

При этом организации (юридические лица) не могут признаваться нуждающимися, на что есть причины, связанные с гражданско-правовой ролью и функциями юридических лиц. Благотворителями же могут быть как индивиды и их группы, так и организации. Субъекты, нуждающиеся в помощи, должны признаваться таковыми в соответствии с нормами и обычаями конкретного общества, в котором возникают отношения благотворительности. При этом нормы понимаются в самом широком смысле как социальные нормы, включающие нормы морали, религиозные и правовые нормы и т.

п. Это особенно важно для понимания особенностей и тенденций развития благотворительности в России, где существуют серьезные изменения в содержании и сферах применения тех или иных социальных норм, что обусловливает некоторые тенденции развития благотворительной деятельности. Существом благотворительной деятельности является добровольная безвозмездная помощь, осуществляемая как в материальной форме (передача имущества, в том числе денежных средств, выполнение работ, оказание услуг), так и в нематериальной (сострадание, сочувствие, психологическая помощь). Современные исследователи выделяют следующие функции благотворительности: перераспределение экономических благ, психологическая и коммуникативная функции, преодоление социального отчуждения, демократизация общества, социальная адаптация, воспитательная, предупредительно-профилактическая, правозащитная.

Благотворитель не заявляет и не определяет заранее выгоду от своего благотворительного действия, даже если эта выгода наступает. Благотворительность, в отличие от спонсорства, может быть анонимной. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности, например защиты окружающей среды, охраны памятников культуры. Отметим, что благотворительность может использоваться в пиар-кампаниях политиков для привлечения голосов избирателей, а также как средство формирования благоприятного имиджа страны.

Самый яркий пример международные благотворительные организации, создаваемые в США, которые распространены по всему миру: Дети улицы, Врачи без границ, Добрые самаритяне, 12 шагов. Но ведь у России также есть опыт оказания помощи зарубежным странам: достаточно вспомнить многочисленные славянские комитеты, создававшиеся для разносторонней помощи народам Балкан во второй половине XIX в. , или гуманитарную миссию Фонда Андрея Первозванного в Косово в 2004 г. В соответствии со ст.

251 НК РФ безвозмездная помощь не учитывается для целей налогообложения прибыли. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам. Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается. Передача безвозмездной помощи для коммерческих организаций и физических лиц осуществляется на добровольной основе со стороны передающего.

Данный вид помощи осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая оказывает безвозмездную помощь. Получатель данного вида помощи не обязательно должен быть благотворительной или гуманитарной организацией. Ею может быть любая коммерческая организация. Как видим, закон не только регламентирует процедуру, но и очевидным образом страхует ситуацию от злоупотреблений.

Согласно налоговым правилам США различаются квалифицированные спонсорские выплаты и прочие спонсорские выплаты, которые осуществляются в ожидании получения значительной выгоды. Квалифицированные спонсорские выплаты, такие как пожертвования, представляют собой передачу средств любым лицом, занятым в торговле или бизнесе, в пользу освобожденной от налогов организации. При этом не существует никаких условий или ожиданий, связанных с получением каких-либо значительных выгод в обмен на пожертвование. При определении, является ли спонсорская выплата квалифицированной, не имеет значения, связана ли спонсируемая деятельность с освобожденными от налогов задачами организации-получателя.

Не имеет значения также, является ли спонсируемая деятельность временной или постоянной. Общая рыночная стоимость всех выгод, полученных спонсором в течение года в связи со спонсорскими выплатами, не подлежит налогообложению в случае, если данные выгоды не превышают 2% объема выплат. Есть немало стран, в которых спонсорство ничем не отличается от обычной продажи товаров или услуг (например, в Литве и Албании). В еще большем количестве стран слово спонсирование как правовой термин не используется вообще.

Под понятие благотворительности попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции. На размытость термина благотворительность влияет устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным. Корпоративная благотворительность получила свое название скорее за неимением другого определения деятельности коммерческих организаций в социальной сфере. Корпоративная благотворительность понимается как добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов собственных или других организаций.

При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании. В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность это дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества от англ.

community foundation). Наиболее распространенным видом благотворительной деятельности является частная благотворительность. Она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели любых средств денег, вещей, медикаментов и т. п.

Частная благотворительность является значительным источником средств благотворительных фондов. Если корпоративные благотворители сами выбирают социальные задачи под заранее запланированный объем средств (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонды откликаются на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищут средства для их решения. Масштабы благотворительной деятельности также могут быть различными. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать в масштабах региона или страны в целом проблемы в области образования и здравоохранения.

Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Благотворительность и добровольчество. С добровольческой и благотворительной деятельностью тесно связано понятие фандрайзинга, под которым понимается процесс поиска и аккумулирования денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций. В задачи фандрайзера входит поиск спонсоров, которые согласны вкладывать денежные средства в осуществление социально значимых проектов.

Поэтому для успешной реализации данных задач фандрайзеру необходимо владеть организационными компетенциями, навыками делового письма, умением убеждать людей. В настоящее время в учебных заведениях практически не осуществляется обучение навыкам фандрайзинга. Участие граждан в добровольческой и благотворительной деятельности должно найти отражение в программах обучения и воспитания школьников и студентов как один из элементов развития гражданского общества и стать приоритетным направлением социальной и молодежной политики. В России растет количество социально неблагополучных людей.

На 2008 г. зарегистрировано 428 154 ВИЧ-инфицированных, из них 2 875 детей, среди которых 1 483 рождены ВИЧ-инфицированными матерями. Количество наркоманов в России, согласно экспертным оценкам, около 6 млн человек, из которых от 0,9 млн до 1,1 млн подростки и молодежь. Много социально незащищенных людей, почти 70% молодых семей можно отнести к числу бедных.

59% населения ждет в подобных случаях помощи от государства. Однако в условиях либеральной модели государства, когда доля государственных расходов в ВВП страны уже меньше, чем в традиционных рыночных государствах, например в США, государство не может само полностью обеспечить социальную защиту данных категорий граждан, и поэтому необходимо перекладывать часть этой нагрузки на частный сектор, как это делается в ряде зарубежных стран. Во-вторых, благотворительная деятельность в России еще слабо развита. В 2008 г.

существовало всего 338 зарегистрированных благотворительных организаций. Из всех российских компаний совсем не участвуют в благотворительности 30%. В то время как, например, в США в благотворительности не задействовано всего 2% компаний, в Европе 4%. В добровольческих программах в России занято 8% взрослых (в США и Западной Европе 4060%).

Согласно опросам, 81% граждан считают, что благотворительность в стране по-прежнему развита слабо. Лишь 2% знают о деятельности благотворительных организаций, 21% слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности, 55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично. В то же время 58% населения считают благотворительность полезным и нужным делом и верят, что она не развивает иждивенчество. В добровольческую деятельность вовлечена очень незначительная часть населения: часто участвуют в ней лишь 9% граждан, только несколько раз принимали участие 19%, практически ни разу не занимались добровольной работой 67% населения.

Общий же уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 г. составлял 3% численности экономически активного населения. Однако определенная активность в области благотворительности все же наблюдается: российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год.

Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и направляет на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли. Наконец, немалую благотворительную работу осуществляют различные религиозные организации. По данным на 2009 г. , люди готовы помогать детским организациям, жертвовать деньги на борьбу с наркозависимостью, организацию молодежного и детского досуга, экологические проекты.

Не склонны россияне поддерживать женские движения, научные программы, помогать беженцам, военнослужащим, оказывать адресную помощь нуждающимся, финансировать систему здравоохранения. Основная проблема в рассматриваемой сфере это отсутствие государственного стимулирования благотворительной деятельности, как материального, так и нематериального. Мало того, для благотворителей устанавливаются бюрократические преграды. В действующем законодательстве имеется серьезное препятствие для осуществления благотворительной деятельности, которого нет в законодательстве зарубежных стран, двойное налогообложение.

О необходимости внесения изменений в законодательство о благотворительности (особенно в части предоставления налоговых льгот) неоднократно говорил президент РФ в ежегодных посланиях Федеральному собранию. В послании 2010 г. говорится о необходимости полного исключения из налогооблагаемого дохода средств, получаемых от благотворительных организаций на поддержку детей. В послании 2009 г.

президентом указано на возможность освобождения от НДС услуг некоммерческих организаций по уходу за больными, инвалидами, за престарелыми, услуг по социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагается освободить от налога на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта, а также распространить понятие пожертвование, закрепленное в Гражданском кодексе, на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг. Часть предложений, содержащихся в посланиях, уже принята Федеральным собранием (в частности, внесены изменения в Налоговый кодекс, в Закон о благотворительности). Так, вступил в силу Федеральный закон от 18.

07. 2011 235-ФЗ О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, которым установлен ряд льгот по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль для благотворителей, добровольцев и получателей благотворительной помощи. Следующей проблемой является правовая неурегулированность данной сферы отношений: нет должной правовой определенности понятий благотворительность, добровольчество, меценатство, социальная ответственность бизнеса. В законодательстве нет критериев определения статуса малообеспеченного или социально незащищенного лица, поэтому не ясно, помощь какой группе лиц можно считать благотворительностью.

Нет должного государственного контроля благотворительной деятельности. Не ведется официального мониторинга объемов средств, вкладываемых бизнесом в благотворительность, об экономическом или социальном эффекте подобной деятельности. Не отслеживается нецелевое использование гуманитарной помощи, отсутствуют защитные механизмы и какие-либо цензы, которые могли бы предотвратить использование благотворительной деятельности в корыстных интересах. В системе государственных органов отсутствует орган государственной власти, ответственный за функцию регулирования и развития благотворительной деятельности.

Появление такого органа позволило бы ввести благотворительную деятельность в правовое русло, поскольку данный орган мог бы осуществлять функции по содействию развитию благотворительной деятельности, контролю за деятельностью благотворительных организаций. Например, на данный орган следовало бы возложить обязанность вести реестр благотворительных организаций, принимать решения о проведении аудита благотворительных организаций и в необходимых случаях исключать из реестра благотворительные организации, зарекомендовавшие себя как недобросовестные. Существенной проблемой в отношениях благотворитель благополучатель является затрудненность коммуникации между этими субъектами, а также слабость информационной и пропагандистской поддержки благотворительной и добровольческой деятельности со стороны государства. Зачастую лица или организации, готовые начать заниматься благотворительной деятельностью, сталкиваются с проблемой поиска тех, кому бы они хотели оказывать помощь.

Для решения данной проблемы представляется необходимым поручить органу государственной власти, ответственному за эту функцию, ежегодного определять приоритетные направления благотворительной деятельности. В свою очередь, субъекты Российской Федерации могли бы составлять реестр конкретных благополучателей с указанием вида и размера необходимой им благотворительной помощи. В России действует Федеральный закон О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, однако он не решает обозначенных в настоящем исследовании проблем развития благотворительности. Поэтому появление закона, который бы адекватно решал обозначенные выше проблемы, действительно необходимо.

Оценка состояния правового регулирования благотворительной деятельности в Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона О благотворительной деятельности и благотворительных организациях законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о благотворительности, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Из этой формулировки, стандартной для российского законотворчества, можно понять, что специализированное право ограничено фактически только самим базовым законом.

Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации благотворительность поощряется. Однако уточнения данной формулировки нет.

Не ясно, является ли поощрение прямой обязанностью, а также в чьи возможности или обязанности входит поощрение благотворительности. Такая не содержащая потенциала последствий формулировка приводит к тому, что функция поощрения такой деятельности ни за каким государственным органом не закреплена. Как показывает зарубежная практика, основным и существенным стимулом развития благотворительной деятельности являются меры налогового поощрения благотворителей (налоговые льготы). Согласно п.

16 ст. 270 НК РФ расходы, связанные с осуществлением благотворительной деятельности, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. С точки зрения исчисления и уплаты налога на прибыль организациям невыгодно заниматься благотворительной деятельностью. Однако вступивший в силу Федеральный закон 235-ФЗ внес некоторые изменения в перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль (ст.

251 НК РФ). В пункте 2 ст. 251 НК РФ уточняется, какие поступления для целей налогообложения относятся к целевым: доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (дополнение в подп. 1 п.

2 ст. 251 НК РФ); имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (дополнение в подп. 2 п. 2 ст.

251 НК РФ); имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (дополнение в подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ); средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.

Такие средства перечисляют их структурные подразделения (отделения), являющиеся налогоплательщиками, за счет целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (новый подп. 10. 1 п. 2 ст.

251 НК РФ); средства, перечисленные структурным подразделениям (отделениям) создавшими их некоммерческими организациями. Эти средства поступают за счет целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности (новый подп. 10. 2 п.

2 ст. 251 НК РФ). В расчет налоговой базы целевые поступления не включаются, но налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. Что касается вычетов по уплате НДС, то на основании п.

4 ст. 149 НК РФ организация, осуществляющая операции, как подлежащие, так и не подлежащие налогообложению, обязана вести раздельный учет таких операций, а также вести раздельный учет сумм входного НДС. В случае нарушения этого порядка организация утрачивает право на вычеты по НДС. Данные суммы нельзя будет включить и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации.

Федеральный закон 235-ФЗ дополнил перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц (ст. 217 НК). Теперь организация может не начислять НДФЛ на следующие выплаты добровольцам: на возмещение их расходов, связанных с исполнением договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг; на наем жилого помещения, проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (в пределах установленного размера суточных); на оплату средств индивидуальной защиты и на уплату взносов на страхование рисков для здоровья добровольцев, связанных с осуществлением ими добровольческой деятельности; Федеральным законом 235-ФЗ расширен перечень услуг, оказываемых некоммерческими организациями, которые не будут облагаться НДС. В частности, это услуги: в сфере культуры и искусства, указанные в подп.

20 п. 2 ст. 149 НК РФ; по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также по подбору и подготовке лиц, желающих стать опекунами или попечителями (новый подп. 14.

1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Также не будет облагаться НДС безвозмездная передача имущественных прав, товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности (дополнение в подп.

12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Федеральным законом 235-ФЗ от обложения НДС освобождается безвозмездное оказание услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством о рекламе (новый подп.

32 п. 3 ст. 149 НК РФ). Такая реклама должна соответствовать одному из следующих условий: при распространении в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд и ему может быть отведено не более 7% площади кадра; при распространении другими способами на упоминание о спонсорах может быть отведено не более 5% рекламной площади (пространства).

Однако у компаний наверняка будут возникать споры с налоговыми органами, поскольку безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы не предполагает компании-заказчика, которая будет оплачивать создание социального ролика и его размещение на телевидении или рекламных щитах. Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ благополучатели должны платить налог на прибыль.

Обложения прибыли можно избежать только в том случае, если пожертвования будут использованы исключительно на те цели, на которые они получены (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 149 Налогового кодекса безвозмездная передача предметов (за исключением подакцизных товаров) в благотворительных целях не облагается НДС. Соответственно, нельзя принять к вычету и налог, входящий в стоимость этих товаров.

Однако следует учесть, что данный пункт не касается НДС, который организация-благотворитель заплатила поставщикам. Для признания передачи денежных средств или имущества благотворительной помощью необходимо ее соответствие целям, определенным в ст. 2 Закона о благотворительности. Только в случае полного соответствия целям, описанным в законе, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты НДС.

Существующие законы и порядок налогообложения сильно препятствуют развитию российской благотворительности. Парадокс, но с отменой льгот благотворительность превратилась в убыточное мероприятие, которое выгоднее уводить в тень и оказывать нуждающимся помощь нелегально. Некоторые проблемы, связанные с несовершенством законодательства о благотворительности, государству удалось решить: исчезла проблема двойного налогообложения. В результате поправок, внесенных в Налоговый кодекс, благополучатели избавились от необходимости уплаты подоходного налога на оказанную помощь (ст.

217 НК). Также был принят Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. 275-ФЗ О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций, в соответствии с которым некоммерческая организация может формировать целевой капитал за счет пожертвований в виде денежных средств и передавать его в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Полученный доход некоммерческая организация должна использовать для финансирования уставной деятельности.

Но такая возможность предоставлена только благотворительным организациям, созданным в форме фонда и общественной организации. Учреждениям такого права не дано. По-прежнему остается актуальным вопрос о необходимости предоставления налоговых льгот коммерческим организациям, жертвующим средства на благотворительность. Понятие пожертвование, закрепленное в Гражданском кодексе, необходимо дополнить указанием на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг.

В то же время необходимы меры нематериального стимулирования благотворительной деятельности: учреждение наград президента РФ, Правительства РФ и министерств, статусов почетного благотворителя России, почетного гражданина России, почетного жителя города, почетного добровольца и др. Важным шагом в развитии благотворительности следует считать утверждение Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства РФ. Приоритетным направлением Концепция определяет содействие развитию благотворительных организаций и институционализации благотворительности и добровольчества. Концепция предусматривает также содействие эффективному привлечению благотворительной и добровольческой помощи государственными и муниципальными учреждениями и иными некоммерческими организациями; устранение барьеров в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам; содействие развитию социальной рекламы.

Однако общим свойством многочисленных российских концепций является их нереализуемость. Не устанавливается обязанность и ответственность за их реализацию конкретных лиц и органов, либо не ведется контроль их исполнения. Такова в целом участь и Концепции развития благотворительности. В Федеральный закон О некоммерческих организациях внесены изменения от 5 апреля 2010 г.

40-ФЗ, согласно которым предусмотрена поддержка тех некоммерческих организаций, которые в соответствии с федеральным законом признаны социально ориентированными. Социально ориентированными организациями являются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные указанным федеральным законом. Существенной проблемой на пути развития благотворительности следует считать отсутствие информационной и пропагандистской поддержки благотворительной деятельности, так как средства массовой информации не спешат оказывать им такую помощь, они абсолютно не заинтересованы в этом. Коммерциализация всех сфер общественной жизни, в том числе деятельности СМИ, привела к выхолащиванию информационного потока, удалению из него коммерчески невыгодных, нерейтинговых тем.

Поэтому имеется необходимость поддержки государством информационной активности (включая негосударственную) в области освещения социально значимых тем, в том числе путем предоставления грантов на информационные и пропагандистские компании. Институт социального заказа должен в этом случае работать. Подвижки в направлении развития социальной рекламы все же есть. Изменениями от 3 июня 2011 г.

115-ФЗ, внесенными в Федеральный закон О рекламе, допускается упоминать о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей, а также сообщать о лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В субъектах Российской Федерации накоплен значительный опыт регулирования и организации благотворительной деятельности, который может быть использован и на федеральном уровне. Большинство субъектов РФ имеет законы о благотворительности, в некоторых субъектах законом регулируется также меценатство, спонсорство как особые виды благотворительной деятельности. Во многих субъектах созданы советы по благотворительности, представляющие интересы государственных и общественных институтов.

Позитивным в законодательстве субъектов Федерации является то, что предусматривается поддержка тех направлений благотворительной деятельности, которые названы приоритетными, а также учет и поощрение благотворительных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с законом. Добровольческая деятельность как направление благотворитель ной деятельности регулируется законодательством не достаточно. В Законе о благотворительности содержится лишь опре деление добровольцев, регулирование же правового статуса добровольцев и добровольческих групп отсутствует. Нет правовой определенности в соотношении статусов доброволец и волонтер, не регламентирован правовой статус добровольцев, добровольческих групп, отсутствуют гарантии деятельности указанных лиц.

Утвержденные распоряжениями Правительства РФ Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30 июля 1054-р и Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. 1760-р, так же как и Закон о благотворительности, не решают указанные проблемы. Федеральным законом от 6 мая 2011 г. 100-ФЗ О доброволь ной пожарной охране регулируется статус только добровольных пожарных, проблема неурегулированности статуса остальных видов добровольцев этим только подчеркивается.

Для дальнейшего системного развития российской благотворительности все вышеперечисленные проблемы требуют целевого законодательного разрешения. Изложенный проблемно-функциональный концепт нормативного правового решения проанализированных в настоящем исследовании проблем на пути развития благотворительной деятельности позволяет разработать эффективный законопроект. Что делать. Законодательно не определено понятие меценатства, следовательно, необходимо: Внесение в Федеральный закон О благотворительной деятельности и благотворительных организациях понятия меценатства как одного из направлений благотворительной деятельности, со следующим определением: Меценатство вид благотворительной деятельности, соответствующий целям благотворительной деятельности и направленный на оказание финансовой и иной помощи (поддержки) объектам культуры, искусства, науки, просвещения, образования и воспитания.

Отсутствие государственного органа, осуществляющего координацию благотворительной деятельности, а также функции мониторинга, администрирования, контроля в сфере благотворительной деятельности требует создания Федеральной службы по благотворительности, руководство которой необходимо возложить на Правительство РФ. Определения функции мониторинга благотворительной деятельности в РФ и закрепление этой функции за Федеральной службой по благотворительности. Ведения Федеральной службой по благотворительности реестра благотворительных организаций, а также реестра недобросовестных благотворительных организаций. Обязательность проведения аудита благотворительных организаций по решению Федеральной службы по благотворительности.

Обязательное информирования государством населения о деятельности различных благотворительных организаций. Введения повышенных штрафов за предоставление благотворительными организациями недостоверной информации (например, зарегистрированная благотворительная организация обязана уплатить штраф в размере до 5% суммы чистого дохода от пожертвований за год, если деятельность данной организации не имеет отношения к благотворительности). В свою очередь, для этого потребуется: постановление Правительства Российской Федерации Об утверждении Положения о Федеральной службе по благотворительности. Приказ Федеральной службы по благотворительности Об утверждении реестра благотворительных организаций в Российской Федерации.

Приказ Федеральной службы по благотворительности Об утверждении реестра недобросовестных благотворительных организаций в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ О внесении изменений в Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Федеральный закон О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Следующая проблема — в недостаточной степени определен круг благополучателей.

Здесь выход видится в определении в качестве благополучателей граждан (а также иностранных граждан и лиц без гражданства), не способных удовлетворить собственными силами и деятельностью необходимые материальные и духовные потребности, а также нуждающихся в благотворительной помощи объектов культуры, искусства, просвещения и спорта. Не определены принципы права на получение благотворительной помощи для благополучателей и возможность выбора благополучателем необходимого вида благотворительной помощи. Выход: закрепление в Законе о благотворительности: принципа равноправия всех членов общества при получении благотворительной помощи независимо от возраста, национальности, социального происхождения, места жительства, вероисповедания, имущественного положения, наличия судимости, принадлежности к общественным объединениям, кроме общественных объединений экстремистского толка или пропагандирующих насилие и терроризм; принципа минимума: предоставление необходимого объема благотворительной помощи, удовлетворяющего базовые потребности благополучателей; принципа адресности: оказание благотворительной помощи конкретным благополучателям в соответствии с пожеланиями благотворителей и благополучателей. Закрепление за Федеральной службой по благотворительности функции по определению приоритетных направлений благотворительной деятельности, осуществляемой с привлечением общественных организаций.

Предоставление субъектам РФ права составлять реестр конкретных благополучателей с указанием вида и размера необходимой им благотворительной помощи. Закрепление в Законе о благотворительности в качестве приоритетного направления благотворительной деятельности предоставления благотворительной помощи малообеспеченным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и иным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Идем дальше — Ограниченное число организационно-правовых форм, в которых может быть создана благотворительная организация. Значит необходимо их расширение, включение форм некоммерческого партнерства, автономного некоммерческого образования и др.

Отсутствует эффективная система организации благотворительной деятельности. Сложна процедура регистрации благотворительных организаций, и тут мы приходим к тому, что пришло время принятие акта О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Приказа ФНС Об утверждении форм отчетности благотворительных организаций. Организационных проблем так же хватает.

Например,- неразработанность статусной градации нуждающихся в благотворительной помощи. Этот вопрос решается по средствам закрепления основных принципов благотворительной деятельности: равноправия всех членов общества при получении благотворительной помощи, адресности благотворительной помощи, минимума благотворительной помощи, гласности благотворительной деятельности. Закрепления за Федеральной службой по благотворительности функции по определению приоритетных направлений благотворительной деятельности, осуществляемой с привлечением общественных организаций. Закрепления за субъектами РФ права вести реестр конкретных благополучателей с указанием вида и размера необходимой им благотворительной помощи.

Неотработанность процедур определения соответствия граждан статусу нуждающихся в благотворительной помощи, требует организации системы постановки на учет в органах социальной защиты граждан, нуждающихся в благотворительной помощи. Закрепления за Федеральной службой по благотворительности функции по определению приоритетных направлений благотворительной деятельности, осуществляемой с привлечением общественных организаций. Есть еще один момент: благотворительной деятельностью охватывается не весь круг потребностей населения в благотворительной помощи. Здесь стоит предпринять следующие шаги: введение особых льгот для организаций, которые удовлетворяют те потребности граждан, которые не способно удовлетворить государство.

Предоставление налоговых льгот в первую очередь тем организациям, которые входят в реестр благотворительных организаций и занимаются поддержкой приоритетных направлений благотворительной деятельно сти, определяемых Федеральной службой по благотворительности. Установление в Законе о благотворительности принципов равноправия всех членов общества при получении благотворительной помощи, адресности благотворительной помощи, минимума благотворительной помощи, гласности благотворительной деятельности. Закрепление за Федеральной службой по благотворительности функции по определению приоритетных направлений благотворительной деятельности, осуществляемой с привлечением общественных организаций. Закрепление за субъектами РФ права вести реестр конкретных благополучателей с указанием вида и размера необходимой им благотворительной помощи.

А для решения этих задач, видится разумным распоряжение Правительства РФ О внесении изменений в Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Федеральный закон О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. И наиболее необходимым сегодня представляется Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Масштабы и результативность благотворительности в России, неэффективность государственной политики в этой области представляют собой комплекс проблем и вопросов, требующих скорейшего решения.

Благотворительная деятельность, понимаемая как добровольное, по движению души, содействие одних членов общества другим, в принципе не может иметь существенных ограничений в предметах и объектах деятельности везде, где есть нуждающиеся, есть и объект для благотворительности. В то же время государство как социальный институт призвано осуществлять многие функции, направленные на справедливое перераспределение благ и организацию жизни членов общества таким образом, чтобы снизить количество нуждающихся. Поэтому сферы деятельности государства и благотворителей зачастую пересекаются, а иногда и совпадают. В таких условиях важно найти правильный баланс взаимодействия этих двух важных социальных институтов, обеспечивающий рост общего эффекта от их сосуществования.

В результате усиления либеральных тенденций в управлении страной государство избавляется от ряда государственных функций в важных социальных сферах, поэтому становится актуальным развитие замещающих институтов. Одним из таких институтов является благотворительность. В истории России не так много примеров успешного взаимодействия этих двух институтов. Иногда государство оказывалось слишком слабым и вообще не обращало внимания на многие сферы, в которых требовалось осуществление благотворительной деятельности, и она осуществлялась лишь по собственному усмотрению благотворителей и на основе их представлений об общем благе, что не всегда давало должный социальный эффект.

Иногда, напротив, государство становилось слишком сильным и полностью вытесняло негосударственную благотворительность, подавляя любые инициативы и способы самоорганизации граждан. В результате порождались иждивенчество и социальная апатия, которые характерны для современного российского общества. Важно, чтобы государство осознало необходимость поддержки и развития благотворительной деятельности и занялось формированием правовой и организационной базы в этой сфере. Понимая значимость нормативно-правового регулирования для развития благотворительности в России, авторы разработали системные аргументированные предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере благотворительности.

В ходе проведенного исследования выявлены совершенно конкретные проблемы развития благотворительности в России как социального института, которые далеко не всегда могут найти свое решение только в нормативно-правовой сфере. В общественном сознании должна существовать устойчивая система духовно-нравственных ценностей и ориентиров, которую необходимо поддерживать образовательными, медийными и пропагандистскими ресурсами. Недостаточно активен по сравнению с западными странами сектор корпоративной благотворительности, который без традиционных стимулов, в том числе материальных, вывести из этого состояния невозможно. Ожидания общества от бизнеса и представления самого бизнеса о социальной ответственности расходятся.

Понятия социальных инвестиций, как и самого института, не существует. Низки показатели занятости населения в сфере добровольчества и благотворительности. Не определен правовой статус волонтеров. У молодежи минимальна альтруистическая мотивация.

Развито недоверие общества и бизнеса к благотворительным организациям и фондам. Эти и другие проблемы позволяют составить представление о подводной части айсберга вызовов в сфере развития благотворительности в России. Есть крупные идеологические вопросы. Например, идеологический разлом в понимании роли государства в обществе: государство за всех или каждый за себя.

Морально-этический разлом в понимании и применении таких важнейших категорий, как милосердие, сострадание, успех или неуспех, конкуренция и сотрудничество и пр. Вызов: солидарность или пусть проигравший плачет. Социальный разлом недоверие членов общества друг к другу и неспособность самоорганизоваться. Решения таких проблем не могут быть сформулированы только в нормативно-правовой плоскости, речь должна идти о системной государственной политике, важнейшее направление в которой связано с законотворчеством.

Развитие благотворительности в России является благородным в человеческом смысле и государственно значимым с точки зрения выстроенности всех жизненно важных систем общества и государства делом. «

 
http://myogorod.ru

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Карман мудреца будет доступен, но не дыряв; из него много выйдет, но ничего не выпадет.
Сенека