Интересные факты из жизни знаменитостей
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Почему Павла Луспекаева называли Маресьевым сцены?

20 апреля 1927 года в украинском городе Луганске родился мальчишка, которому Бог отмерил столько таланта, что его с лихвой хватило на нескольких человек.

Хотя, когда спустя 19 лет этот длинный, как жердь, нескладный молодой человек предстал перед очами приемной комиссии Театрального училища имени М. С. Щепкина, шансов пробиться у него не было практически никаких. Южный говор, несколько развязные манеры, длинные руки-ветряки, которые он и не пытался скрыть, размахивая ими, как мельничными жерновами, недостаточно хорошо поставленная речь! Словом, у членов комиссии было немало поводов отправить парня восвояси.

Но что-то магнетическое был в том азарте, с каким Павел пытался передать содержание рассказа Довженко. Слов ему не хватало, но мимика, жесты, были включены на полную катушку! И он победил!

И сокурсники, и преподаватели очень любили «нескладного» Луспекаева. За то, что он никогда не ставил себя выше кого-то, всегда умел найти выход из любой сложной ситуации, не терял оптимизма даже там, где ему не было места. А уж искусством перевоплощения обладал потрясающим. А что вы хотите? Еще 15-летним пацаном Павел попал в партизанский отряд, был разведчиком, от умения сыграть роль зависела его жизнь…

Но четыре года учебы в Москве не «выветрили» южного говора у Павла, и его мечта «зацепиться» за Малый театр так и осталась мечтой. Пришлось ехать туда, где этот «недостаток» не был так заметен – в Тбилисскую «драму». И отдал ей немалое количество лет, пока не был «переманен» в Киев, в театр Леси Украинки. Это постарался для себя режиссер Л. Варпаховский. И именно в этом театре заметил коллегу Кирилл Лавров, который в 1959 году приезжал в родной Киев погостить. В каких словах описывал актер своего коллегу Товстоногову, художественному руководителю Ленинградского БДТ – не столь важно. Главное – Луспекаев оказался в Ленинграде.

Здесь Павел запомнился сразу – на его Нагульного из «Поднятой целины» люди ходили по нескольку раз. Впереди была не менее значительная роль – Скалозуба в «Горе от ума», но горе подобралось с другой стороны – на одной ступне у актера образовалась серьезная рана, которая никак не зарубцовывалась. Эта был первый звоночек к будущей трагедии. Но, по словам соседа по лестничной площадке Луспекаева – Олега Басилашвили – Павел и тогда не расклеился, а принялся за написание рассказов. В них не было стройности, но был по-писательски острый взгляд на те мелочи, мимо которых обычно люди проходят мимо…

К сожалению, болезнь прогрессировала, и в 1963 году врачам ничего не оставалось, как удалить пальцы на ступнях обеих ног. Но несмотря на это – Павел не сдавался, и очень надеялся на то, что главную роль в своей жизни он еще не сыграл.
И судьба улыбнулась ему – вначале он получил роль физрука Косталмеда в фильме «Республика ШКИД», одно из ключевой по замыслу режиссера. Но судьба вновь от него отвернулась – болезнь обострилась до такой степени, что пришлось ампутировать одну ступню. А роль Косталмеда была «урезана» до тех эпизодов, в которых успел сняться Луспекаев.

К тому времени он уже успел расстаться со своей первой женой Инной Кирилловой. Новой избранницей актера стала бывшая супруга режиссера Владимира Мотыля. Она-то и уговорила своего экс-мужа дать одну из интереснейших работ в его новом фильме «Белое солнце пустыни» именно Павлу Лупескаеву. Конечно, не из жалости! Но и Мотыль понимал: лучшего претендента на роль таможенника Верещагина – ему подобрать трудно. Но, согласитесь, утвердить на роль актера, у которого к тому времени не было ступней – и для Мотыля было не меньшим подвигом!

Съемки давались Павлу с трудом. Он очень уставал. И вечером после окончания «трудового» дня, садился на алюминиевую скамеечку, которую приносила жена, опускал ноги в море, подзывал к себе девочек из «гарема» и под огромными блюдцами звезд читал им что-то из своих бывших ролей. И эти «посиделки» помогли девчонкам не быть такими скованными в окружении блестящих актеров во время съемок.

А еще всем запомнились съемки знаменитой сцены, в которой Луспекаев ложками ест черную икру. Она тогда было в страшном дефиците и съемочной группе пришлось закупить 2 кг этого деликатеса в одном из ресторанов. Для того чтобы создать впечатление, что икры немерено и ложка в ней тонет, в тарелке было сделано специальное углубление. Луспекаев решил попробовать, как это все будет смотреться, и пока операторы настраивали аппаратуру, к вящему ужасу режиссера, съел несколько ложек икры еще до того, как прозвучала команда «Мотор». Поэтому свои слова о том, что икра ему надоела, Павел говорил на полном серьезе!

Очень жаль, что его звездная роль стала практически последней. 17 марта 1970 года в час дня он позвонил Михаилу Козакову из гостиницы, в которой остановился и пожаловался на то, что скучает. А уже через час актера не стало. Врачи определили – разрыв аорты сердца. До своего 43-летия Павел не дожил чуть больше месяца.

А его песня из кинофильма «Белое солнце пустыни», автором которой является Булат Окуджава, до сих пор любима не одним поколением россиян. «Не везет мне в смерти» – пел тогда Луспекаев. Как видно, накликал…

Маресьевым сцены его называли еще при жизни. Он оставил нам хороший урок – даже если судьба складывается вопреки всему – улыбаться и жить надеждой никогда не поздно!

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Делу гуманности гораздо лучше служат те бизнесмены, которым нравится их занятие, чем те, кто трудится лишь для того, чтоб основать больницу.
Алфред Уайтхед