Интересные факты из жизни знаменитостей
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Кто стал прообразом гоголевского кузнеца Вакулы?

18 апреля 1825 года в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Лукич Боровиковский, человек, который за 38 лет работы создал сотни портретных работ. Его не стало как раз в год, когда академия художеств готовилась отмечать 30-летие со дня присвоения ему почетного звания академика портретной живописи. Он ушел, а его портреты до сих пор радуют нас своими сочными, яркими образами людей эпохи конца XVIII – начала XIX веков.

Но есть в жизни этого выдающегося художника еще один интересный подтекст, на который мало кто обращает внимание. Все дело в том, что именно с Боровиковского другой его знаменитый земляк – Николай Васильевич Гоголь – несколько лет спустя написал своего кузнеца Вакулу.

Этому есть сразу несколько подтверждений. Во-первых, географическая привязка – художник родился и вырос в городе Миргороде, а кузнец жил недалеко от этого небольшого украинского городка. Во-вторых, и один, и второй увлекались написанием икон. И, наконец, их объединяет тот факт, что они были замечены высшим светом и оказались в Санкт-Петербурге.

Впрочем, повесть о рождественских приключениях Вакулы читали, наверное, все. А вот с биографией Боровиковского знакомы, скорее всего, не многие. Сегодня у нас есть возможность восполнить этот пробел.

Итак, Владимир Лукич родился в семье миргородского иконописца Луки Боровика (это потом, спустя несколько лет, уже в Северной Пальмире, художник прибавит более благородное «польское» окончание к своей фамилии). Причем иконы рисовал не только отец, но и дядя будущего художника. Они и стали первыми учителями мальчика.

Когда Владимир вырос, он, по казацким традициям, был отправлен на воинскую службу, а возвратившись домой, с еще большим жаром взялся за кисть. И одни из первых его работ после возвращения – иконы для Троицкого храма в Миргороде, созданные в 1784 году, получили столь высокую оценку, что ему поручили создать аллегории для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым. Они были выполнены столь мастерски, что императрица не просто оценила дар начинающего мастера кисти, но и очень удивилась, когда узнала, что он практически самоучка. «Тебе место в академии художеств», – безапелляционно обронила Екатерина II, а ее придворные взяли молодого мастера «на карандаш».

А через несколько месяцев Владимир Боровиков стал Боровиковским и переехал в столицу российской империи. Впрочем, пробиться в «академики» было не так-то просто. И тогда Николай Александрович Львов, с которым молодой художник был особенно дружен, предложил написать портрет «матери всех русских народов». Еще великий Шекспир как-то заметил, что «не камни женские сердца». Впрочем, Екатерина II была одна, а художников – десятки. Многие портреты императрица нещадно браковала. И тогда желание приблизиться ко двору оборачивалось царской опалой.

Вот почему Боровиковский сделал «творческий подарок» в несколько необычной манере – изобразил императрицу во время прогулки в Царскосельском парке. Причем, писал Екатерину II не с натуры (он не удостоился быть представленным ко двору), а по памяти. Впрочем, такова была судьба большинства художников, изобразивших императрицу, позировать кому-либо она считала ниже своего достоинства.

Этот необычный ракурс стал причиной того, что Боровиковский в опалу не попал, но и ко двору не приблизился. Вместо того чтобы назначить его академиком, Екатерина II распорядилась присвоить Боровиковскому за портрет лишь звание назначенного (в академики), а не академика. А высокого звания Владимир Лукич был удостоен спустя два года, уже после смерти императрицы.

Вне всяких сомнений, Боровиковский был этакой глыбой в художественном мире той эпохи. И более того – оставил очень интересного ученика, которого обучал дома, в своей частной школе. На днях я был в Москве, в Казанском соборе, и еще раз, по-иному взглянул на образы, созданные кистью великого мастера. Впечатление неизгладимое!

В нем и ответ на вопрос: почему именно Боровиковский стал прообразом кузнеца Вакулы. Он ушел из жизни в то время, когда юному Гоголю шел 17-й год. И более значимой фигуры для Миргорода в те времена, как впрочем, и сейчас, не было.

Однажды Гоголь сказал мудрую фразу: «В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые».
Что ж, Боровиковский пережил себя не только в картинах, но и в литературе.

А его пример другим наука! Как бы привольно ни чувствовал себя ваш талант в родном селе, городе, но если ему становится тесно в этих рамках, смело пробивайтесь выше! Для этого вовсе необязательно, чтобы ваше произведение было отмечено кем-то из высших сановников!

Стучите и отверзнется!

Картины В.Л. Боровиковского

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Карман мудреца будет доступен, но не дыряв; из него много выйдет, но ничего не выпадет.
Сенека