Интересные факты из жизни знаменитостей
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Как Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, не поверив знаменитому Куку, открыл Антарктиду?

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился 9 (20 сентября) 1778 года в семье остзейского дворянина. Никто тогда не мог и предположить, что мальчонка, которого при крещении нарекли Фабианом Готлибом Тадеусом, навечно впишет свое имя в историю великих географических открытий, подарив человечеству целый континент.

С детства мальчик был связан с морем, ведь даже родился он на окруженном Балтикой острове Эзель. Позднее он говорил о себе: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». Естественно, что и судьбу себе он выбрал флотскую, поступив учиться в Кронштадтский морской кадетский корпус. В этот период его имя русифицировалось, а фамилия «потеряла» германскую дворянскую приставку «фон». Любопытно, что в Кронштадте его морская карьера началась, здесь же она через много лет и завершится, но к тому времени Беллинсгаузен будет уже полным адмиралом и прославленным мореплавателем.

Видимо, великая судьба была ему предначертана заранее. Свой первый флотский чин гардемарина Фаддей Беллинсгаузен получил в 1795 году, уже в 1797 году был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте) и получил назначение в Ревельскую эскадру, на судах которой плавал до 1803 года. Молодой мичман оказался офицером старательным и знающим, быстро обратил на себя внимание командиров.

Когда в 1803 году стали подбирать экипажи для кораблей И.Ф. Крузенштерна, готовившихся выйти в первую российскую кругосветку, главный директор штурманского балтийских флотов училища вице-адмирал П.И. Ханыков, под командованием которого Беллинсгаузен участвовал в нескольких походах, рекомендовал Фаддея Фаддеевича к назначению на корабль «Надежда».

Первым, как известно, всегда труднее. Плавание и на самом деле оказалось тяжелым, экипаж небольшой, служебное время офицеров расписано буквально по минутам. Это входивший в свиту главы торговой делегации Н.П. Резанова граф Толстой, получивший впоследствии прозвище Американец, мог развлекаться на борту, дрессируя обезьяну и спаивая корабельного священника, а у Беллинсгаузена времени хватало только на несение вахт, гидрографические и астрономические научные исследования. Если же выпадали свободные часы, как во время вынужденной длительной стоянки в Японии, он предпочитал проводить их с книгой или совершенствуя знания в картографии. Не зря же в отчете об экспедиции Крузенштерн даст ему лестные отзывы, отметив, что «все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способность хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту».

Уже в ходе плавания, продолжавшегося три года, Фаддей Фаддеевич был произведен в лейтенанты, по возвращению в Кронштадт стал капитан-лейтенантом. В кругосветное плавание уходил молодой мичман, только начавший постигать премудрости флотской науки, а вернулся опытный офицер, которому по силам было самостоятельное командование крупными боевыми кораблями. Практически сразу же он получил в командование фрегат. Плавал на Балтике, затем на Черном море, где участвовал в боях с турецкими кораблями.

В 1819 году последовал внезапный вызов в Петербург и новое назначение, о каком истинный моряк может только мечтать. Капитану 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузену поручили возглавить антарктическую экспедицию, вступив в командование шлюпом «Восток». На подготовку к плаванию времени было отпущено мало, но опыт, полученный под руководством И.Ф. Крузенштерна, помог Беллинсгаузену в короткие сроки сформировать экипажи и подготовить шлюпы «Восток» и «Мирный» (им командовал М.П. Лазарев) к кругосветному путешествию. Особой заботой начальника экспедиции было приобретение научного оборудования, ведь предстояло провести широкий комплекс исследований в еще не изученных просторах мирового океана.

4 июня 1819 корабли вышли из Кронштадта, взяв курс к берегам Южной Америки. Четырехмесячное плавание, несмотря на несколько серьезных штормов, изрядно потрепавших шлюпы, прошло успешно, и 2 ноября корабли вошли в порт Рио-де-Жанейро. После короткого отдыха и пополнения провизии, корабли отправились на юг в малоизученные районы. Вскоре последовали первые открытия – три острова, названные островами маркиза де Траверсе (в то время он возглавлял российское морское министерство).

Корабли все дальше уходили на юг, лавируя между льдами. Это было не просто, ведь оба шлюпа изначально не предназначались к плаваниям во льдах. Беллинсгаузен шел на серьезный риск, так как еще в 70-х годах предыдущего века знаменитый Кук, дойдя до ледяных полей в южных морях, безапелляционно заявил, что дальше пути нет. Куку поверили и попыток проникнуть южнее не предпринимали. А Беллинсгаузен знаменитому Куку не поверил, и оказался прав.

Результат его экспедиции стали не просто впечатляющим, а сенсационным. Корабли Беллинсгаузена и Лазарева 6 раз пересекали Южный полярный круг и смогли 4 раза практически вплотную подойти к материку, который обошли по кругу. Если говорить об открытиях, то они на отважных мореходов сыпались как из рога изобилия. Главным, несомненно, была Антарктида, но в ходе их плавания на морских картах в антарктической зоне, Океании и Южной Полинезии появилось много новых островов, получивших имена Анненкова, Петра I, Земли Александра I, Южных Шетландских, Беллинсгаузена, Восток, Михайлова, Симонова, Суворова, Россиян. Многие из них со временем были переименованы, но славу первооткрывателей не оспаривали.

Император и морское министерство высоко оценили результаты экспедиции, продолжавшейся более двух лет. По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга, через два месяца стал капитан-командором, а вскоре получил и чин контр-адмирала. До 1839 года он продолжал много плавать: командовал отрядом кораблей в Средиземном море, участвовал в русско-турецкой войне, возглавлял флотскую дивизию на Балтике.

В 1839 году Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен был назначен главным командиром Кронштадтского порта и Кронштадтским военным генерал-губернатором, параллельно выполняя обязанности командующего Балтийским флотом. Несмотря на солидный возраст, Беллинсгаузен оставался плавающим адмиралом до самой смерти, настигнувшей флотоводца 13 января 1852 года.

Когда разбирали бумаги умершего адмирала, на письменном столе нашли незаконченную записку, в которой была странноватая на первый взгляд фраза: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха». А ведь она глубоко символична: Беллинсгаузен хотел, чтобы матрос, уходя из родной гавани, чувствовал красоту родной земли, защищая которую ему, возможно, в далеких морях придется принять смерть в бою.

В 1870 году на деньги, собранные по подписке, в Летнем саду Кронштадта Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену был открыт памятник. Естественно, что память выдающегося флотоводца была увековечена и на морских картах. Его именем названо море у берегов Антарктиды, несколько островов, мыс, залив, ледник, полярная станция и даже лунный кратер.

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Делу гуманности гораздо лучше служат те бизнесмены, которым нравится их занятие, чем те, кто трудится лишь для того, чтоб основать больницу.
Алфред Уайтхед