На Украине
 Этапы развития благотворительности в России

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап...

Как новое поколение филантропов меняет мир

Как новое поколение филантропов меняет мир

Какие задачи ставят перед собой крупнейшие меценаты современности и как их...

  • Register

Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития

 

Началом благотворительной деятельности  принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.
Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. 
Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях.
Активно помогал неимущим сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.
Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции.
В эпоху украинского возрождения (вторая половина XIV – XVII в.)  кроме религиозной помощи и просвещения, монастыри развивали разного вида ремесла, садоводство, огородничество, предоставляли приют и помощь старикам, сиротам, пострадавшим от беды.
Основной груз социальной помощи в селе взяла на себя община, которая несла ответственность за всех своих членов, особенно бедных, нищих, бродяг. Руководители общин должны были организовать приют для бедных. С этой целью использовались либо свободные дома, либо специальные построения. Нуждающимся односельчанам помогали едой, а тем, кто пострадал в результате беды, предоставляли одежду, еду, семья и строительные материалы.
Специфической разновидностью общин являлись церковные братства, которые принимали активное участие в решении социальных проблем своих членов и украинского общества: они помогали бедным, вдовам, сиротам, больным, строили церкви, больницы, оберегали памятники истории, культуры. В открытых ими школах воспитывалась молодежь в духе человеколюбия, милосердия.
Запорожская свободная республика организовала самобытные филантропические заведения и социальное попечение над нуждающимися. Во всей Украине создавались благотворительные заведения для старых воинов, которые были в тоже время больницами, и приютами, и государственными центрами для тех, кто не мог работать. В деятельности Запорожской Сечи выразительно прослеживаются два основных правления общественного попечения, которые имели место в Украине в эпоху Возрождения – Личная благотворительность и государственная при сохранении и поощрении филантропической функции церкви.
Первым среди украинских деятелей, кто создал сочинение о сущности милосердия  и обратился  к проблеме профессионального попрошайничества, был Эпифаний Славинецкий. Впервые Э. Славинецкий рассматривает «людей Церкви» (нищих) не только как защитников перед Всевышним, но и лентяев, которые зарабатывают деньги на добрых чувствах христиан. Для того чтобы профессиональное попрошайничество не распространялось, автор сочинения « Слово о милости и кии просяних достойни суть милости, кии же ни» предложил молодым и здоровым предоставлять работу, а для немощных  и убогих организовать специальные учреждения. Деньги на их создание должно давать духовенство. Общество тоже не должно оставаться в стороне, а должно предоставлять организованную помощь через братства милосердия.
Членами «братства» становятся добровольно и соответственно своим возможностям предоставляют помощь. Одни финансируют, другие выслушивают нуждающихся, чтобы выяснить потребности, третье помогают советом.
Большое внимание уделял мероприятиям против нищеты. С этой целью создавали кассы для тех, кто бедствовал, где под заставу процентов можно было получить деньги, при этом вдовы и нищие освобождались от заставы.
Таким образом, к концу второй половины XVII в., не только происходит изменение ориентации мотивов помощи и поддержки, но и изменяются субъекты поддержки. Государство постепенно набирает организаторской и законодательной силы, ограничивают власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. Возможно, именно в этот период государственная власть формирует так называемый «окончательный принцип» в подходах к социальным проблемам общества.
Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны.
Так какие же модели социальной помощи возникли благодаря реформам Петра I? Помощь имела различные стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:
1) социально-философское направление - подготовило теоретическое обоснование и предоставило проекты общественного попечения;
2) социально-административное или реформистское направление - указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:

  1. попечение детей, вдов, служащих;
  2. попечение и опеку несовершеннолетних;
  3. богадельни для людей, потерявших трудоспособность;
  4. смирительные дома, работные дома (для прядильщиц);
  5. губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
  6. профилактика нищенства;
  7. школы для детей;

3) социально-медицинское направление:

  1. госпитали и «другие, где болезни лечат»;
  2. лазареты;
  3. дома для душевнобольных.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного попечения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет. В 1764 г. указ об основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек мещанского происхождения.
Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А.Демидова.
Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, однако, оказался в значительной мере невостребованным вплоть до наших дней.

Современная благотворительность

История благотворительности

Форма входа

Делу гуманности гораздо лучше служат те бизнесмены, которым нравится их занятие, чем те, кто трудится лишь для того, чтоб основать больницу.
Алфред Уайтхед